РУБРИКА Основы религиозных культур
- 16 Февраль 2015
- Администратор сайта
- Просмотров: 363
Уважаемые родители!
Всем давно уже стало понятно, что цели образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний. Школьное образование не может быть лишено устойчивой ценностной основы. При сохранении такого положения у школьников неизбежно вырабатывается легкомысленное и потребительское, утилитарное отношение к образованию, когда они учатся только ради аттестата или диплома, трудятся только ради денег, живут только ради удовольствий. Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения.
В соответствии с поручениями Президента РФ от 02.08.2009г. и Правительства РФ от 11.08.2011г. обучающиеся 4-х классов будут изучать комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики. Комплексный учебный курс дифференцируется по модулям - «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии в России», «Основы светской этики». Обучающиеся по своему желанию и с согласия родителей (законных представителей) выбирают для изучения один из модулей. В нашей школе-интернате разработан план мероприятий с целью информирования родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся
План мероприятий по обеспечению свободы выбора одного из модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на 2015 год
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные исполнители |
Основной этап |
|||
Цель: информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся
|
|||
1. |
Информация для родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся: |
с 16 по 28 февраля 2015 года |
заместитель директора по УВР в нач. школе Гасюк Н.Н., классные руководители 3-х классов Баитова Т.А., Анагуричи И.А. |
2. |
Информация для родителей о введении ОРКСЭ в 2015/2016 учебном году; - о модулях учебного курса ОРКСЭ. |
с 16 по 28 февраля 2015 года |
заместитель директора по УВР в нач. школе Гасюк Н.Н. ,Удовыдченко Н.В. |
3. |
Открытый урок в 4 б классе с приглашением родителей обучающихся 3 классов |
26 февраля 2015 года |
заместитель директора по УВР в нач. школе Гасюк Н.Н., Удовыдченко Н.В. |
4
5. |
Организация индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей) по вопросам выбора модуля ОРКСЭ |
февраль-апрель 2015 года |
заместитель директора по УВР в нач. школе Гасюк Н.Н., Удовыдченко Н.В. |
Оформление выставок в школьных библиотеках для ознакомления родителей (законных представителей) с содержанием программы и учебников по каждому модулю ОРКСЭ |
В течение 2014-2015 учебного года |
заместитель директора по УВР в нач школе Н.Н. Гасюк, библиотекарь школы-интерната Колмакова И.Н. |
|
6. |
Родительское собрание для родителей обучающихся 3 классов по теме: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ» |
28 февраля 2015 года |
заместитель директора по УВР в нач. школе Гасюк Н.Н., Удовыдченко Н.В. |
7. |
Анкетирование родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся |
01 – 05 марта 2015 года |
заместитель директора по УВР в нач. школе Н.Н. Гасюк, классные руководители 3-х классов Баитова Т.А., Анагуричи И.А. |
8. |
Приём заявлений от родителей (законный представителей), о выборе модуля учебного курса ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся |
До 09 марта 2015 года |
заместитель директора по УВР в нач. школе Гасюк Н.Н.
|
Основы религиозных культур и светской этики
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи. Конечно, все эти проблемы волнуют каждого родителя. Доказательством этого является повышение внимания к культурному наследию народа, населяющего наше государство. Так или иначе, но задумываясь о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4 классе. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека.
Об учебном курсе
Общие положения
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Почему вводится новый предмет?
Всем давно уже стало понятно, что цели образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний. Школьное образование не может быть лишено устойчивой ценностной основы. При сохранении такого положения у школьников неизбежно вырабатывается легкомысленное и потребительское, утилитарное отношение к образованию, когда они учатся только ради аттестата или диплома, трудятся только ради денег, живут только ради удовольствий. Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения.
Характеристика модулей
«Основы православной культуры»
|
Кураев А.В. Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. |
Этот предмет позволит дать детям духовно-нравственные ориентиры.
Православная отечественная культура – это культура Евангелия, культура, связанная с именами преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобного Андрея Рублева и Дионисия, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова, Нестерова и Васнецова. Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект.
«Основы мировых религиозный культур»
|
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
|
Цель: ознакомление учащихся с историей основных религиозных течений в нашей стране и в мире. Каждая религия даётся по её внешним признакам, видимым выражениям в личной и общественной жизни людей. Ракурс рассмотрения религий даже не исторический, а обзорно-тематический. Такой подход был бы интересен для студентов философов, религиоведов, культурологов, но для десятилетнего ребенка избыточная информация о далеких религиозных мирах может быть излишней. У данного модуля в наименьшей степени выражено воспитывающее начало, что в целом является главной задачей введения новой предметной области по духовно-нравственной культуре. Предмет называется чисто информативным, тем самым способствует формированию атеистических убеждений и в этом отношении устраивает нерелигиозную часть общества
«Основы светской этики»
|
Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше |
Предмет (модуль) по «светской этике» имеет воспитывающее начало. Его цель - ознакомление учащихся с нравственными ценностями, моральными установками, не обусловленными религией, религиозными традициями. Но предполагает наибольшие воспитательные риски. Если религиозные этические системы и даже атеистическая этика советской эпохи имели своим основанием устойчивые, нравственные ценности, утверждали определённый моральный идеал человека, то нерелигиозная этика вариативна. Это таит опасность произвольного истолкования этических ценностей, воспитания нравственного релятивизма, убеждения в относительности всех норм морали на том основании, что все люди не следуют одной системе морали, что существует много этических систем.
Основы исламской культуры
|
Муртазин М.Ф., Латышина Д.И.
Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
|
Основы буддийской культуры
|
В.Л. Чимитдоржиев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Учебное пособие в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. |
Основы иудейской культуры
|
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
|
Решение о введении предмета «ОРК и СЭ» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах, и в то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. На практике видно, что семья психологически и физически зачастую не защищает ребёнка, не создаёт необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития, семья не в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки и, конечно же, не может дать ребёнку нравственную силу. Общество, в котором не выражены нравственные приоритеты представляет собой слабый и больной социальный организм.
Предмет «ОРКСЭ» имеет не вероучительный, а культуроведческий характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа.
26 февраля 2015 года Удовыдченко Н.В. провела открытый урок по предмету «Основы мировых религиозных культур» в 4-х классах по теме «Праздники и календари». На уроке присутствовали родители обучающихся 3-х классов, которым предстоит изучать данный предмет на следующий учебный год. Цель урока была не только познакомить обучающихся с праздниками народов разных религий, но и привлечь внимание родителей к предмету «Основы мировых религиозных культур», показать особенности и формы изложения материала предмета. В течение урока дети представляли сообщения о праздниках разных народов (Песах, Шавоут, Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, Рождество, Пасха, Дончог, Сагаалган), которые сопровождались красочной презентацией. Дети познакомились с особенностями праздников, активно отвечали на вопросы, заполняли таблицу. Каждый ребёнок был заинтересован в получении знаний и не остался без внимания учителя. На этом
дети получили знания, а родители смогли познакомиться с предметом «Основы мировых религиозных культур», и уже многие сделали свой выбор, т.к. изучение курса предмета определяется родителями. После урока звучали положительные отзывы родителей об уроке Удовыдченко Н.В.